Автор с чувством
глубокой признательности
посвящает
эту книгу Наталье Глебовне Пустоветовой
Он с тоской огляделся. Над потрескавшимся асфальтом дрожал горячий воздух,
угрюмо глядели заколоченные окна, по пустырю бродили пылевые чёртики. Он был
один.
– Ладно, – сказал он решительно. – Каждый за себя, один бог за всех. На наш век
хватит…
А. и Б. Стругацкие. «Пикник на обочине»
Кто подвиги
венчает? Кто защита
Богам под
сенью олимпийских рощ?
Что это? –
Человеческая мощь,
В поэте
выступившая открыто.
И.-В. Гёте.
«Фауст»
Предисловие
При дворе Его
Величества Случая равны нищие и короли. Жизнь – тоже случай, и каждый, кто в
той или иной мере способен чувствовать и понимать, причастен Её Высочеству.
Паладины – стражи вечности, и доблесть служит отличительной чертой
преданности и веры: в рыцари посвящены избранные. Они обречены, их принесут в
жертву языческим богам и народам только за то, что они есть: само их
присутствие мешает произволу и беззаконию варварских орд. Однажды лицом к лицу
Жизнь сталкивается со смертью, и паладины отступают на небеса, туда, где
ангельская рать гвардией в белом охраняет каждый наш шаг.
Всё, что происходит там, в поднебесье, сказочными мифами воплощается на земле,
но паладины не обманывают вассалов – пропорции подлинны и мысль добра.
Размеренным стихом, радостным звуком несут они её нам, оглохшим, ослеплённым в
мире роскоши и нищеты. Опыт чудовищен. Это горе заставляет забыть тысячелетние
образы и идеи, отречься от двора Её Высочества Жизни и перебежать на задворки,
в которых можно обеспеченно существовать. К кому обращены паладины? На чьё
понимание рассчитывают они? И всё же сокровищница души не бывает пустой и
исполнена их трудами.
Его Преосвященство Смысл исповедует принцессу Жизнь. Он знает Её невинные
тайны, Он благословляет Её любовь, чтобы спасти самое ценное, чем одаривает
она, – душу. Его Преосвященство не ко двору Его Величества, однако с Ним
вынуждены считаться, хотя упрятывают надёжно. Недаром Его так любят отыскивать
старики и дети. Мысль, растраченная немыслимым её окружением, естественной
трясиной забвения, не может, не должна стать изгоем. Паладины на страже. Ратный
труд ясен и прост: через гибель приобщение к памяти, которая, становясь старше,
всегда моложе самой себя. Им нужна только сосредоточенность, и происходит
чудо – вещи нарекаются живыми именами и божественный свет Его
Преосвященства озаряет бытие, чтобы источник поэзии и вдохновения никогда не
иссяк.
Громада времени и обстоятельств давит, загоняет в угол, призывает беспамятство.
Слово теряет смысл, предмет молчит, он пуст для любого, кто не вкладывает в
него душу. Как вложить свою душу, не потеряв её? Это и есть
искусство – целокупная культура чувств и переживаний. Этому научают
паладины, обоготворяя невозможность и не признавая то, что иным кажется в
порядке вещей. Тысячелетиями люди заняты своими делами, ни на минуту не
задумываясь о том, для чего они нам: калькуляция составляет абсолютную
ценность, газеты важнее книг. Оттого самое страшное и властное слово –
слово будничное: тая, Жизнь взмахнёт покрывалом Майи, а мы так и не взглянем в
глаза Его Преосвященству. И это подлинное невезение – действие по
недомыслию.
Вещи горды, их душа молчалива. Паладины возделывают прекрасные цветы в садах
посреди зла, и мир потому ещё вертится на оси, что опыт материального всего
лишь служка при дворе Его Величества Случая. Смысл воскрешает души, исполненные
чувства, паладины преклоняют перед Ним колени и поручают Ему свою Жизнь.
Оруженосцы следуют за ними. Сомнение более не гложет Её Высочество – Она
найдёт радость в себе самой и с лихвой отдаст её миру. Мы смотрим на небо, а
небо вглядывается в наши души своим долгим, пристальным оком. Что в них? Музыка
или скрежет? В состоянии ли мы соединить мир земной и мир бесплотный в одном
пении, когда душа вещей, тело мысли, обрадует оба мира совершенным со-общением?
Впечатления быстротечны, ощущения мимолётны, и пропасть бесчувственности не
даёт нам покоя. Мы бросаем в неё всё подряд, что может всколыхнуть затухающую
способность покачиваться на волнах удовольствия. Увы, это совсем не те чувства,
которые спасают нас, и мы, привязывая себя к печальным последствиям недостатка
любви, всё более разбрасываемся по житейским перипетиям. Память позволяет
собрать в целое разрозненные части одной души. Одно нужно – только видеть
и дышать, одно можно – только смотреть на небо.
* * *
Я становлюсь спокоен и свободен,
Глядя на травы, камни, берега,
И не ищу гармонии в природе –
Гармония воздушна и легка.
В потоке не устали отражаться
Зелёным краем шумные леса,
И остаётся только улыбаться
И взгляд свой устремлять на небеса,
И говорить рифмованною речью,
Не требуя ни лавров, ни венца,
И видеть боль и радость человечью
В бесстрастье отрешённого лица.
Паладины не искушены и свободны в мире земном. Мир бесплотный обязывает
целомудрием: память ценна сама по себе, облачена высшим предназначением служить
всем и каждому. Красота и любовь обретают новую Жизнь, и Смысл милостиво
согревает дыхание. Происходит чудо – душа исполняется чувством и люди,
географически и исторически разобщённые, понимают друг друга. Поэты, дети и
цветы – целомудренные пространства со-общения цивилизаций.
Нет любви, нет красоты, нет добра... Счастья нет. Хотя, конечно, есть всё, но
как-то не ухватится, не прочувствовать это всё, что нам хочется. Начало в
несомненности бытия, несомненности Смысла. Его Величество Случай предоставлен
нам, чтобы мы увидели Бога не только на небесах, но и ощутили его присутствие в
любой вещи, пусть дьявольски искушающей нас. Мысль паладина украшает земной
шар, как некогда древнегреческий полис украшал человека. Паладин поёт небо и
вечное стремление всего живого к нему, и размеренное течение повседневной жизни
обнаруживает меру безбрежного – человек сотворён по образу и подобию
Божьему.
Небесные сферы не вышелушиваются, как семена, однако умный взор высвечивает за
сермяжной оболочкой скрытую суть. Душа, как сад, требует постоянного ухода:
одно ложное слово, неискренний вздох, и мысль убита в самом ростке, и чувство
мертво, как мертво всё, что не целомудренно. Любовь и красота – порождение
мгновения, столь неуловимого, что и само его озарение кажется чем-то
надуманным. Нужно каждый раз по-новому побуждать себя видеть, находить и
понимать непреходящее в преходящем. Псалмопения никогда не бывает много –
паладин меняет меч на перо.
Поэт – форма достаточно редкая и к миру вещей, в известной степени, не
приспособленная. Он верит в то, что мы услышим друг друга. Его гений вхож к
любому из нас и любим нами, ведь это не он один гостем пришёл в мир, но великая
сила, которая объединяет нас в своём языке, нации и культуре: его слова
капризны, как ребёнок, и отчаянны, как герой. Поэты подобны огромным деревьям,
плодородным, как экваториальный лес, древним, как гиганты былых эпох, и каждый
из них – спасительный мост над пропастью непонимания. С их именами Его
Преосвященство и Её Высочество доносят до нас мысль и говорят новыми и в незапятнанности
своей живыми интонациями, в которых всё душа.
* * *
О, не судите наши годы строго,
Когда что было – было и прошло,
И молодость уходит понемногу
Из наших душ, как из тепла тепло.
Но если в жизни всё не слава богу,
Так что же там… О чём ещё мечтать?
Весенний ветер породил тревогу
И продолжал вопросы задавать.
И я остановился у порога,
Глядел на небо и не смел вздохнуть:
Божественное – вечная дорога,
А люди – время и, наверно, суть.
Не стало меньше святости и боли
В глазах больших суровых лиц икон,
Превратностями невеликой доли
Измерено движение времён.
И были слёзы в говоре острожьем,
Молитвы и молчание… и смех…
И вместе человеческое с божьим,
И вместе покаяние и грех.
Рождение мысли – благо, которое не поддаётся сомнению, первый и окончательный постулат действительности. С неё начинается бренное существование человека и ею завершается космическое его путешествие. Мысль поэта влечёт тысячи новых мыслей, таких же по-детски чистых и отшельнически святых. Это повесть без окончания: как веяние весны, поэзия входит в дома людей радужных и радушных, как прикосновение обожаемых рук, проникает в самое сердце. Всё, что ей надо, – любовь и мечтание. Ничто не огорчает и не угнетает её – душа поэзии свободна от своего воплощения, одна наша с вами душа. Пусть нас ослепляет величие былых эпох – в новейшие времена человечество уже не имеет права на зло! Обороните мысль от потравы скотом. Дайте прорасти её семенам, и тогда она сказочно обратится в новые формы и виды, и прежде не встречавшиеся прекрасные существа наполнят сладостным пением некогда бедное и унылое пространство.
Человечество экспериментирует. Только чьё же естество мы испытываем и пытаем, какие скрипки разымаем на части, чтобы расколоть деку и сломать душку внутри? Не свои ли души? Мир земной принимает очертания огромного зоопарка – за тропинками границ, в клетках своих государств мы всё тщательней наблюдаем и экспериментируем: сбрасываем бомбы, выводим коварные вирусы, а потом ищем вакцины против них. За решётками малых и обширных вольеров, на позволительном удалении друг от друга, мы не изъявляем желания что-либо видеть и слышать. Однажды мы уничтожим всех и вся ради всепланетного эксперимента. Мы эмигранты на родной планете.
Огромное солнце былых эпох восходит над паладинами, а мы в полудрёме едва ли заглядываем за горизонт. Что можем мы знать? Что можем мы сказать о Её Высочестве и Его Преосвященстве, кроме того, что Они несводимы исключительно к нашим проблемам? Стихия зла и претворенье добра. Первое – стихия, второе – стихи. Её Высочество снизошла до нас и всякая теодицея надумана: не надо оправдывать Его Преосвященство за всё то зло, что есть в мире, – мы сами вооружаем его. Жизнь и Смысл никогда не покидали нас, и даже Его Величество Случай до сих пор позволяет нам крутить свою рулетку. Душа растворена в благословенном и жалостном органическом составе, в таинственном обмене веществ. Но сердце, поющий колодец, вмещает в себя весь мир: и облака, и травы, и звёзды в мутно-серых небесах, а в них, как не узнать, любимые глаза, что вот уже смотрят с самого дна на те же звёзды, облака и травы.
Вещи умеют мстить – они не любят натурализма, что низводит на нет их души. Если смотреть на них свысока, они кажутся мелкими и умело сталкивают с верхних этажей. Если рисовать их в сером и чёрном, они рождают тёмные чувства в душах самих художников. Одна и та же краска, слово и жест, каждый по-своему могут поклоняться Смыслу. Что видим в вещах? Как часто наделяем их своим злом? Сколь беззвучно для человеческого уха движение небесных сфер! – лишь смена времён года, дня и ночи подсказывают, что и там, наверху, не всё в покое и безмятежности.
Глаз видит мир на плоскости, и мир, отражённый в нём, проникает в сознание достаточно глубоко, чтобы с достоверностью предстать перед нами трёхмерным. Это фокус зрения: понимание мира и мир понимания. Вне нас не только наши зрительные впечатления; вне нас всё мыслительное пространство, внутреннее и внешнее: нигде нет промежутка, лишённого Смысла или обойдённого Жизнью. Бытие – то, чего никогда не было и не будет, бытие есть данность, настоящий момент. Спряжения глаголов, предметные референции принадлежат миру вещей и только путают нас. Беден наш язык. Паладин выбирает кисть, чтобы служить Его Преосвященству, проникает в суть слова и обращается к его Смыслу, а не к образу или картинке, нарисованному им. Если слову и позволено быть пустым, то Смысл всегда полон и только Он поэтичен.
Мы вынуждены заключить мысль в предмет, краску, слово, и она умирает, когда мы забываем о ней, упиваясь самим словом, краской или предметом. Она с ними, но не привязана к ним. Эти два начала – Смысл и Его воплощение – столь же несхожи, как мысль о предмете и сам предмет. Нет Смысла – нет цели, нет паладинов при дворе Его Величества Случая, нет мысли – нет Жизни. Что толку трясти кулаком в мире, где присутствует смерть? Что иное, кроме зла, могут вещать бессмысленные вещи бесцельного мира? В таком атеистическом кошмаре дьявол, нежелание понимать, нашёптывает о мировой справедливости.
* * *
Жизнь по белым квадратам прошла,
От войны до войны – парадом,
Фотографиями была,
Что на память дарили девчатам.
И меня не минует тоска,
И окажется прошлое рядом –
С очарованным медленным взглядом.
Стихотворение – молитва: покаяние в слабости, просьба о милости. Поэт пытается изменить систему изнутри. Он приходит, чтобы воздать должное, чтобы утвердить мысль, непреходящую в своей ценности. Поэт – один из тех, кто ведом красотой своего оружия. Тысячи ночей провёл он в молитвах, чтобы его стараниям суждено было осуществиться. Он упражнялся в умении слышать, петь и дышать, как гимнаст упражняется на своих снарядах. Он был откровенен наедине с самим собой – теперь он готов стать паладином и быть откровенным наедине со всем миром. Помним ли мы его, неудачника, жившего для музыки и поэзии? Обезьянку и клеенную скрипку отправили мы ему и за годы молчания, наконец, забыли, что такое горные хребты. Разглядим ли теперь огненные колесницы, мчащиеся не по нашим небесам, поезд, уходящий вдаль, и путь без станций и платформ?
Всё прекрасное трудно. Мы идём к себе весьма издалека анфиладами пустынных зал,
коридорами полутёмных пространств. Идём, дробясь в отражениях, теряясь в
зеркалах, через жестокие мистификации и смутные видения прошлого, – ангелы
десятого круга в поисках своей потерянной сути. К себе можно и не прийти, путь
далёк и запутан. Итог всех страстей – чудесное превращение в мастера из
подмастерья, в паладина из оруженосца. Его Величество Случай покровительствует
ангелам и паладинам, хотя и твари, и созвездья одинаково равны перед Ним. И мир
земной, оказывается, жив совсем не борьбой за существование или естественным
отбором, но словом Его Преосвященства, что призвал к бытию вещи и солнце. И
потому сказано, что Слово это Бог. Живое Слово паладина, чёрными значочками
напечатанное на тленной бумаге. Все явления – знаки, и в мире нет ничего
лишённого Смысла. Знак к знаку, волокно к волокну – шаг за шагом мы
собираем ткань духа своего, разодранного миром.