Глава 6.
В. В. Маяковский, В. В. Хлебников,
С. А. Есенин, – сколько бы не прожил каждый из них, пусть 37, 36 или
30 лет, – все они старше нас, ныне живущих. И не только потому, что жили в
прошлом, а предки старше всегда, но, скорее, потому что совершили свой путь и
поставили точку в недлинной повести своих лет – совершили то, что всем нам, –
«все мы, все мы в этом мире тленны», – ещё предстоит.
С каждым из поэтов
революции мы вновь пересекаем 1917-й год и вновь переживаем опыт освобождения. Каждый
из них – Гамлет, у которого стихи – жизнь, а подмостки – мировая история. Каждый
из них исполнен мучительной рефлексии, осознания сиюминутности своего действия
и в то же время уникальной значимости любого поступка и творчества. Каждый из
них жил в той среде, какую Гамлет именовал «слова, слова, слова», и эти «слова,
слова, слова» превращались у них в Слово – то, которое единственно осиянно средь земных тревог и о котором сказано, что это
Бог. Так начинают жить стихом: родина творчества – будущее, но и родина
будущего – творчество. Поэтому самоценно сказанное и помысленное
поэтами, которые всегда старше как потомков, так и современников. У них – ключи
к преодолению прошлого, к освобождению настоящего, к неизбежности будущего.
Так
начинают. Года в два
От
мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут,
свищут, – а слова
Являются
о третьем годе.
Так
начинают понимать.
И в
шуме пущенной турбины
Мерещится,
что мать – не мать,
Что
ты – не ты, что дом – чужбина.
Борис Леонидович Пастернак
прожил 70 лет и, если не погиб, как Гамлет, в начале пути, то изведал все
тернии русского поэта: побывал на грани сумасшествия и самоубийства,
почувствовал горячее дыхание масс, обжигающую честь быть диагностом своей эпохи
и холод изолированности и отщепенства, обрёл духовное освобождение и получил за
него расплату. Любил, знал, что такое разбитое сердце. И вдруг был крайне резок
в поступках там, где, казалось, мог пойти на компромисс. Его могла и пыталась
растерзать многотысячная шатия-братия идейных
товарищей от литературы в ордалиях партий, и он был согласен играть эту роль,
хотя просил Авва Отче чашу эту мимо пронести. И однако, храня осознание более высокого авторства, чем его
собственное, проделал весь путь, не оборвав его ни в корчме при дороге, ни в тихих
закоулках зарубежья.
Может показаться, что
финалом было присуждение Нобелевской премии за выдающиеся достижения в
современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы в
1958 году и прижизненная слава гениального русского мыслителя и поэта, а это один
момент его творческой биографии. Поэт никогда не существо, но условие для
качества, условие обретения языка. Язык же бессмертен; он, как латынь, живёт
своей жизнью и после гибели цивилизации.
Так
открываются, паря
Поверх
плетней, где быть домам бы,
Внезапные,
как вздох, моря.
Так
будут начинаться ямбы.
Так
ночи летние, ничком
Упав
в овсы с мольбой: исполнься,
Грозят
заре твоим зрачком.
Так
затевают ссоры с солнцем.
Так
начинают жить стихом.
Жизнь Б. Л. Пастернака
стала ответным словом на образцовый замысел творческого воображения Того, от
кого и сама жизнь, и образ мира, явленный в слове, и творчество, и чудотворство.
Финал открыт, финал ещё
впереди.