Куматоид, или
игры в науку
под
руководством С.С.Розовой
Мышление
послушно служит страсти восполнением.
Это
давний спор о том, что сильнее – чувство или мышление, страсть или разум. Что
или кто? В человеческой жизни эти понятия оказываются персонифицированы в
конкретных людей, с кем выпадает счастье быть знакомыми, общаться, заниматься
совместным делом. Есть и другие люди – фейковые копии понятий, подделки и
разума и чувства, в которых сказывается одна лишь недостаточность содержания,
встретиться с кем – беда, а повестись – несчастье. Знание это далось мне на
личном опыте, после двадцати лет игр в науку под руководством Сталины Сергеевны
Розовой, профессора Новосибирского университета.
Настоящие
её имя и фамилия мне до сих пор неизвестны. Большинство знает её, как Сталину
Сергеевну, хотя по паспорту она Сталя. По мужу – Розова, хотя некоторое время
носила фамилию Митрофанова по второму мужу, но вскорости после того как Борис
Сергеевич Митрофанов, в прошлом её аспирант, бежал от семейного счастья в тайгу
в секту Виссариона, вернула фамилию первого мужа, в то время заместителя
директора Института Философии на Волхонке. День её рождения установить тоже представляется
не так просто. Не однажды она мне указывала поздравлять её 17 декабря,
документы же свидетельствуют о 18-ом. Быть может, 18 декабря это какая-то
страшная дата, рождение в которую необходимо скрывать, не знаю, но чехарда с
именем, днём и, наверное, местом, – С.С. выдаёт себя за ленинградку и это
при полном отсутствии воспоминаний о довоенном Ленинграде, городе её детства, и
каком-либо желании вновь побывать там, – могла бы сразу навести на размышления.
Могла бы, если не чувство!
–
Ой, бусинки… рассыпались… весь мой балтийский янтарь, – спокойно, но с
некоторой особенной беспомощностью сказала она, теребя оборванную нить. –
Камешки, подарок…
Ей
помогли собрать «камешки», и она благосклонно улыбнулась в ответ. Это была
первая лекция по философии на втором курсе геолого-геофизического факультета. Она
удивительно напомнила мне Галину Иосифовну Чайковскую, классную
руководительницу 4-в класса, с которой нам, чуть старше чем малышам,
посчастливилось провести вместе чуть более года, пока по семейным
обстоятельствам Галине Иосифовне не пришлось оставить учительскую стезю и
уехать вслед за мужем в Одессу, куда тот был назначен начальником одного из
районов порта. У Чайковской был замечательный дар – дар любви к людям и даже к
самым маленьким людям, детям. Отсюда было её умение общаться с классом в сорок
человек, как будто с каждым из нас лично. Этот педагогический навык сродни
профессорскому мастерству удерживать внимание потоковой аудитории. Но если в
первом случае дело в любви, то в другом – в умении увлечь, пробудить интерес. Насколько
я могу судить, в Одессе отношения с мужем у Галины Иосифовны не сложились, и
она вернулась на Дальний Восток в порт Ванино туда же, в сороковую школу,
учителем русского языка и литературы. Однако руководить нашим классом ей не
позволили, и мы виделись с ней только на переменах.